Похищение Европы
Я отношу себя к категории людей "Homo Ludens" (человек играющий), и поэтому мне надо в процессе творчества экзистенциального прочувствовать идею и задачу моей композиции и через архетипы, средневековые символы, аллегории, проиграть, «прожить» ситуацию и
запечатлеть пройденный путь в моих ощущениях на медном листе.
Причисляя себя к художникам-медиевистам, я считаю возможным трактовать современные события в эсхатолотической традиции психологии средневекового человека, т.к. мир средневековья глубоко проник в современную культуру, и мы даже не подозреваем, как близок он нам, как родители детям. По мере возможности я буду стараться «излагать» свою мысль в средневековой манере хронистов того времени.
Перед нами композиция, исполненная в металлопластике, в технике чеканки по листовой меди.
Христианская экзегеза служит здесь ключом к дуалистическому миропониманию (и скорее даже мироощущению) событий современного времени через символы событий ушедших, но присутствующих столетий. Тьма защитилась от света, свет защитила собой.
Свет и тьма. Добро и зло, но «всё возвращается на круги своя».
Мы видим повозку с символическими персонажами. Что есть символ? Половинка. Часть мы видим, остальное за кадром скрыто, но читается нашей психикой и «мы знаем, что не видим»... Повозка напоминает нам о средневековой телеге палача. Знатных лиц доставляли на место казни в повозках (что было не столько привилегией, сколько дополнительным способом социального уничтожения тех, кому как дворянину подобает ездить верхом), а прочих преступников волокли на казнь на верёвках, нередко привязанных к лошадям. Повозка тащится навстречу закату солнца (в зеркальном отображении для нас), и путь ей указывает текст на дороге перед гламурной модницей свиньей NOVUS ORDO SECLORUM - новый государственный порядок.
ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ сидит в повозке, закрыв лицо от стыда и рыданий. Её похитили и увозят. И похитители её не Зевс-громовержец, но бесполый монстр, свинья и крыса под надзором злобного шута. К повозке прибито распятие как символ христианской Европы, как символ мученичества и причина изгнания. Христа гонят из Европы вместе с Европой.
ШУТ В ПОВОЗКЕ крепко держит цепи Европы. Шут - сложный символ, но он всегда обратный смысл Короля, это падший или павший Король, Король перевертыш, гримаса на короля.
СВИНЬЯ И КРЫСА ТАЩАТ ПОВОЗКУ.
СВИНЬЯ - это порочное животное, нечистоплотное, но всевозможно украшенное (ленты, колечки, колокольчики). Свинья как символ сладострастия, проституции, невежества, примитивности нечистоплотных помыслов современного гламура, символ духовной пустоты. Под свиньей мы видим перевернутый знак Венеры, что говорит об обратном, дурном влиянии Венеры. Tрусливость сладострастной натуры, разврат. Для обозначения этого пагубного влияния старый символ звезды ставили «на голову». Это как будто перевернутое зеркало, которое показывает человека в его испорченном виде.
КРЫСА - второй персонаж в упряжке. Это более сложная аллегория, чеи свинья. Крыса всегда старается жить «в тени», в тайне. Крыса в очках. Очки - обязательный атрибут средневекового философа. И на крысе шапочка магистра, ученого, как символ представителя порочной псевдофилософии. Крыса-символ гниения. разложения, серый кардинал тайных распрей, чума… В нашем смысле «ученая» крыса - это символ тяжелой социально-политической болезни европейского общества, которая возникла на почве ложной антихристианской философии и идеологии потребления.
АНДРОГИН управляет упряжкой. Это один из ключевых персонажей данной композиции. Двуполое и одновременно бесполое существо. Я взял его для обозначения современного европейского порока содомии и распущенности и вседозволенности в морали.
Андрогин - божественная целостность - древний символ, происходящий из широко распространенного раннего культа богов, которые были одновременно имужчиной и женщиной. Андрогин - равновесие противоположных принципов мироздания, активного и пассивного, ANIMUS u ANIMA. B оккультной традиции андрогин - символ гармонии человеческой души, а также мудрости и бессмертия. В астрологии и алхимии двуполым признается Меркурий.
Но нашего Андрогина венчают не короны короля Солнца и королевы Луны, а остроконечные шапки еретиков. На их конусовидной поверхности текст: «HAERETIС». B таких шапках везли еретиков к аутодафе. Однако сейчас псевдоандрогин сам везёт христианскую Европу к последнему палачу. Петля на шее андрогина является символом смертельной зависимости от греха и неотвратимости наказания одновременно.
«PENE BONA PATRIA LACCERARE» (развратом разрушается отечество). Данный текст вычеканен внизу композиции. Эта фраза неоднократно звучала в сенате последних лет древнеримской империи. Но не услышали. И пришли в Рим варвары. Все повторяется.
Рядом с андрогином на крепостной стене мы видим перевернутый символ Псевдомеркурия - «отрицательный Меркурий» - циник, который использует других людей ради корысти, «рога» Меркурия смотрят в преисподнюю, Перевернутый Меркурий говорит о диаметрально искаженном смысле алхимического понятия андрогина - единения Короля и Королевы с целью рождения PHILIUS PHILOSOPHORUM - сына философов. Здесь налицо обратный принцип. Принцип разъединения, невозможности рождения ни сына, ни дочери. Принцип, который приводит к HOROR VACUI - страху пустоты и порождает вечную смерть. Он - ложь и отец лжи. Перед нами не гармоничная, но порочная сущность, лишенная божественного благословения и с обязательным атрибутом - раздвоенным копытом дьявола на ноге. Она правит повозкой и крадет Европу у европейцев (о чем говорит и надпись над головой плачущей Европы - PRETIA EUROPAE — кража Европы). И этот возница направляет повозку прочь от католического собора (стилизованная святыня христианской Европы Нотр-Дам де Пари) по дороге NOVUS ORDO SECLORUM.
КОЛЕСОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК в колесе повозки распят между спицами. C шеи его свисает крест на бечевке. Это символ страдания христиан, распятых в колесах европейского безбожья.
ТОЛПА бежит за повозкой. Это хулители и гонители христианской Европы. На переднем плане монстр, попирающий крест и указывающий на обреченно склонившегося перед ним епископа-католика. Монстр - это аллегория реформации в Западной Европе. Это так называемая «дьявольская волынка Лютера» (используется часть карикатуры конреформации, 16 век). Лютер справедливо выступил против излишеств и коррупции высших эшелонов католической церкви. Но его начинания привели к печальному исходу - к современной западно-европейской церкви, которая сдала позиции христианского наследия Европы перед нашествием бездуховности и лицемерия атеизма современного мира. Рим обвинил в ереси "дерзкого виттенбергского монаха" и предал Лютера проклятью. Причиной реформации явилась недальновидная политика институтов католической церкви, которая в итоге склонила голову перед ересью реформации.
Миряне - католики, монахи, - уже не хотели мириться с обычаем СИМОНИИ, торговлей индульгенциями и жестокостью инквизиции. Лютер — это как бы символ реформации. хотя были еще и Кальвин и Цвингли, принесшие, возможно, худшие плоды религиозного раскола, приведшие впоследствии к религии «чистогана».
ДИКАРЬ-ВУДУИСТ с копьём. Он находится за монстром «волынкой дьявола». Под ногами дикаря вудуистское капище - символ черной магии африканского континента, вудуизм пришел в Европу вместе с рабами Нового Света. Вудуисту пальцем указывают цель и путь демон черной веры религии вуду — прочь от христианских ценностей собора Нотр-Дам де Пари. Выше дикаря и его‚ монстра, мы видим агрессивного УЧЕНОГО и МУЖА С ДУБИНОЙ. Ученый в мантии с перевернутым пентаклем (козьей мордой), в шапочке магистра. Он держит в одной руке тяжелую примитивную дубину, в другой руке строительный мастерок. Псевдомагистр - строитель новой псевдорелигии, изгоняющий Христа при помощи дубины своих сложных суждений.
За лжемагистром прячется СВИНЬЯ в стальном шлеме вермахта и рунами. Данный шлем уже стал архетипом вселенского зла на все оставшиеся времена. Свинья указывает на «агрессивного магистра», породившего антихристианскую доктрину как языческое зло.
Выше представитель радикальных сект в чалме с кривым тесаком и копьем, целящийся в Христианскую Европу.
Рядом с ним находятся ДВА ШУТА. Один верхом на другом. Шуты злые и жадные. Европа похищена ими и гонима шутовским лицемерием. Злые шуты унаследовали вам‚ христианнейшие короли...
Замыкает процессию гонителей христианской Европы фигура в большой чалме и с кривой саблей на плече. Эмблема - символ на его чалме - может напоминать судьбу европейских государств. Да поймет это каждый как хочет.
На заднем плане за толпой гонителей Европы возвышается стилизованный СОБОР Нотр-Дам де Пари, крест которого пытается проглотить монстр, свисающий с конструкции, напоминающей Эйфелеву башню (здесь уместно вспомнить роман-версию Умберто Эко «Маятник Фуко»). У входа в Собор стоит монах, символически закованный в цепи, что говорит о состоянии современной европейской церкви. И нет в небесах над собором птиц, но кружатся крылатые монстры. Справа от собора на стене над толпой выбит знак - перевернутый Марс. В таком «отрицательном Марсе» в обществе возникают негативные агрессивные тенденции, склонные к жестокости и колдовству, мстительные богохульники лезут к власти.
Справа за повозкой за водами великими (символизирующими океаны) возвышается цитадель инфернальных сил, псевдомонархия демонов. И в ней возвышается на троне многорукий «божок потребления», который символизирует низменную страсть к стяжательству и неправде ради материальных выгод — рог изобилия и смерть вечная вне Христа вместо духовных христианских ценностей. Страх пустоты HOROR VACUI приходит к тому, кто отказался от Бога.
«Кто изгоняет Христа - принимает дьявола». Природа не терпит пустоты, многорукий божок потребления пожирает оставивших Христа. Дает много но забирает всё. У стен ненасытного (VOROX) демона мы видим перевернутый знак Сатурна. Астрологи полагают, что под влиянием перевернутого, «отрицательного» Сатурна может сложиться мировоззрение, которое тяготеет к естественно-научному и экономическому материализму, что приводит к утверждению, будто мир - не что иное, как слепая бессмысленная игра природных сил, иными словами хаос. Отсюда — представление о том,что нет ничего высокого, что умный и сильный имеет полное право беспощадно эксплуатировать слабого, всякого кто оказался в его власти. Перевернутый Сатурн называют сатанинской вилкой или дьявольским крючком. На одной из башенок цитадели над пантаклем козьей морды - знак перевернутого Юпитера, который говорит нам о характеристике псевдомонархии - коррумпированность власти. Высокие слова оправдывают дурную власть и камуфлируют дурные намерения. Перевернутый Юпитер явлется демонизированным знаком и схож со знаком мрачного Сатурна, который помимо мудрости в отрицательном своем значении означает разрушение и распад. И здесь же над пожирателем VOROX перевернутый текст MЕRСОR ЕТ VENDO - покупать и продавать.
Гнездо над одной из крыш цитадели демонов подпирает бес, рядом с ним сова - средневековый символ ночи. В гнезде вместо аиста (символа деторождения) монстр с книгой - укладом новых этических, философских, внехристианских законов, отрицающих гнездо аистов.
Внизу композиции, за кланяющимся епископом, мы видим череду самозарождающихся больших и малых монстров, и один из них держит лавровый венок победителя. Здесь же один уже из современных символов секс индустрии‚ женская грудь на блюде монстра. NIDUS РЕССАТI - гнездо греха. NOVUS ORDO SECLORUM - новый государственный порядок. Эти два текста мы читаем на дороге, по которой увозят Европу.