Рождение Европы
"История - это искусный вымысел, предназначенный для того, чтобы направлять социальную энергию в то или иное социологическое русло. Выбор нужного русла - прерогатива элиты. История - это материализация мифа. Доказать существование мифа - МАТЕРИАЛИЗОВАТЬ его - воплотить в определенную форму, что и делает "элита" в те или иные периоды времени, держа руку на пульсе общества".
Жан Маркаль.
Свою работу я строю на символической трактовке исторического процесса Европы. В средние века (когда и создавалась Европа), люди жили только среди символов и оперировали символами. Они ощущали их интуитивно и безошибочно, хотя символ порой бывает субстанцией зыбкой и сложной. Символы - язык мистерий. На самом деле это язык не только мистицизма, но и всей Природы, потому что каждый закон и сила, действующие во вселенной, проявляются и становятся доступными ограниченному уму человека посредством символов. Каждая форма, существующая в разнообразных сферах бытия, - это символ божественной активности, продуктом которой она является. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. Отвергнув постижимый человеком диалект как неадекватный и недостойный передачи божественных идей, в одной и той же фигуре символ может быть и скрытым и явным, потому что для мудрого предмет символа ясен, в то время как для невежественного фигура остается непостижимой. Народы приходят и уходят, империи возникают и погибают, а золотой век науки, искусства и идеализма сменится темным веком варварства и вандализма. Но даже если эти секреты попадали в руки невежд, Великая Тайна оставалась скрытой в символах и аллегориях.
Рождение Европы началось задолго до рождения самой Европы, а именно с рождения греческой колонны как незыблемого символа античной греческой цивилизации, давшей жизнь современной Европе. Рождение Европы - это рождение истории Европы. Дорическую колонну (две колонны) мы видим в нижнем левом углу композиции. Точка входа. Начало пути. Здесь же перед нами шатер, в котором находятся два великих античных философа. Гераклит. Его мы узнаем по факелу в руке и кабаньей голове Эфеса. И Платон. Он сидит. И мы узнаем его по сфере и книге в руках. Они явились платформой философской мысли для идеологии будущей Европы. Рядом с ними мы видим льва как символ царственной стройности и гармоничности античной греческой философии, он охраняет философов от пороков и беззакония хаоса.
7 смертных грехов
Внизу композиции мы видим увязших и копошащихся в трясине пороков аллегории семи смертных грехов. Грех - это нарушение закона, производное хаоса, здесь мы и читаем сами слова "CHAOS" (хаос) и "PECCATUM" (грех).
1) Мужчина держит веревку с петлей на шее - это грех уныния (ACEDIA);
2) рядом с ним злобная старуха, грызущая свое сердце и держащая (помогающая) веревку человека-самоубийцы - это зависть (INVIDIA);
3) рядом со старухой женщина кормит грудью двух рептилий, это - распущенность (LUXURIA). Этот же грех, но в другом прочтении, мы видим в другой эмблеме - павлине (SUPERBIA), уже в смысле распущенности через роскошь и гордыню вседозволенности, которая разрушает христианскую мораль, заложенную Карлом Великим;
4) по другую руку от "невоздержания" мы видим грех "скупости" (AVARTIA) - женщина держит мешочек со златом, но не видит его, ибо глаза ее сокрыты;
5) рядом со "скупостью" - свинья, задравшая рыло, в шутовском колпаке и с тарелкой бобов - это обжорство (GULA);
6) рядом со свиньей группа из трех символов, обозначающих смертный грех слепой ярости (IRA) - солдат с надвинутым на глаза шлемом убивает монаха, над шлемом нависает голова кота с птицей в зубах (человеческой душой). Монах пытается удержать змею, ползущую по хвосту павлина из трясины пороков, но безуспешно, солдат убивает монаха (ибо не ведает, что творит), а роскошный павлин становится коварной ядовитой змеей.
И важная деталь. Павлин (представитель пороков и беззакония) уже выбрался из хаоса своей стихии, он сидит на ограде, разделяющей порядок и хаос, готовый царствовать в будущей Европе. Одна империя сменяет другую, но метастазы греха гордыни проникают через стену святости христианской морали христианского просвещения, между небесным покровителем Европы св.Бенедиктом и символом "Каролинского возрождения" Алкуином (св.Бенедикт стоит с чашей и вороном в руках, Алкуин с крестом и книгой - он поэт, священник и богослов).
Я намеренно не обозначил павлина словом "гордыня" (SUPERBIA). Данный хвост павлина (PSEUDOCAUDA PAVONIS - псевдохвост павлина) через грех гордыни порождает не гармонию поисков средневековой натурфилософии, но гордыня породит иные грехи, которые приведут к греху распущенности, уничтожат христианские ценности и принесут вседозволенность и разврат. Вместе с аллегориями пороков в трясине греха мы видим отвратительных монстров, утверждающих деструктивность самих пороков.
Рядом с павлином на ограде ключ. Это первый ключ прочтения композиции. Второй ключ на горизонте на холме с крестом. Это окончательное прочтение композиции. Но об этом дальше.
КОРАБЛЬ
В центре композиции мы видим корабль в раковине-чаше. Раковина - это символ рождения, чаша - символ утверждения Служения, в чашу собирают дары высших сил. В раковине-чаше находится корабль. Это многозначный символ, он символизирует жизнь человека и его судьбу, путь жизни, духовность, Церковь и величие. Корабль - символ надежды, одной из главных теологических категорий, и на носу корабля мы видим Христограмму императора Константина "Сим победиши". На корабле находятся десять фигур. Среди них Осел и Лев - христианские символы "Простоты и величия христианской церкви". Лев указывает на надпись на борту корабля - PAX (мир). Корабль несет мир. Также видим на корабле шесть христианских добродетелей.
ДОБРОДЕТЕЛИ
1) Рядом с царственным львом стоит дева с книгой и змеей, - это символ "благоразумия" (PRUDENTIA).
2) Слева от "благоразумия" дева с мечом и в доспехах, она символизирует "силу" (FORTITUDO).
3) Выше стоит дева в шлеме с крестом, в руках у нее чаша с крестом - эта добродетель зовется "вера" (FIDES).
4) Над львом мы видим аллегорию добродетели "умеренность" (TEMPERANTIA) - дева с уздой на устах. Узда - Уста.
5) Рядом с умеренностью расположилась дева с крестом и пылающим сердцем - это символ любви, христианского милосердия - главной заповеди христианского мира; над ней пальмовая ветвь - символ Славы Христовой.
6) Крайней на носу корабля возвышается аллегория "правосудие" - дева с мечом и весами, глаза ее сокрыты.
7) Седьмой добродетелью является "Надежда" (SPES). Она сошла с корабля с факелом и якорем в руках - это атрибуты "Надежды". Она - главная фигура, олицетворяющая надежду рождающейся Европы Карла Великого. Европа должна стать совокупностью семи добродетелей во главе с "Надеждой".
На корме корабля мы узнаем также почетных римлян Вергилия и Марка Аврелия, что говорит о преемственности римской империи, но с христианской идеологией. Под кораблем и Европой мы видим текст "GLORIA EUROPAE" - слава Европы (в ее добродетелях).
КАРОЛУС
Перед "Надеждой"-Европой мы видим коленопреклоненного рыцаря с короной императора на голове и королевской мантией на плечах. Под ним мы читаем "CAROLUS" - Карл. Перед нами Карл Великий, приноосящий омаж своей Перкрасной Даме Европе. В руках он держит свое сердце, пылающее христианской любовью.
ПАВЛИН
И вновь вспомним о двух ключах, ближнем и дальнем. За Карлом Великим, почти на краю его плаща, мы видим павлина, сидящего на ограде, разделяющей гнездо пороков и мир христианской гармонии. Павлин имеет несколько значений, но Павлин - Гордыня, источник любого греха, и грехи эти ведут к разрушению христианских ценностей. У лап павлина мы видим символический ключ, а выше него через воды великие в далеком будущем мы видим такой же ключ, на горизонте, рядом с Крестом катарской ереси. Два ключа. Начало и конец. Альфа и омега. Два ключа к прочтению композиции.
Грехи прежней империи проникли сквозь святость и благоразумие Каролингского Возрождения. Античность дала Европе греческую философию, римское право, поэзию и историю, но их "павлиний хвост", как эстафету, передал пороки прежних цивилизаций, и они окончательно расцветут через много веков. А пока что народы и королевства присягают христианской новой империи Карла Великого вместе со своим королем.
СВИТА
Среди уже вышеупомянутых св.Бенедикта и Алкуина в свите мы видим представителей разных народов и народностей, племен и сословий будущей Европы. Рядом с Алкуином мы видим представителя просвещенного арабского мира с циркулем в руках (следует помнить, что циркуль - это еще и традиция тайн готических соборов), рядом с ним книги и инструменты для геометрических измерений. Кстати сказать, почти вся античная греческая философия пришла в средневековую Европу в переводах арабских университетов. За геометром мы видим человека в чалме - алхимика, в руках которого сосуд со знаком алхимического золота и символ сульфура. Алхимия, химия, математика и другие науки тоже пришли с арабами и евреями. Грамотных монахов еще было мало. Кстати, можно добавить, что на рубеже VIII-IX вв многие европейские народы, их элиты, не понимали, что можно мыться, стирать одежду, соблюдать элементарную гигиену. Рядом с арабами мы видим двух представителей "книжных людей" того времени, это еврейские диаспоры средиземноморского бассейна. Их узнаем по меноре - семисвечнику, и магендоиду на большой книге. Все они внесут вклад в развитие европейской научной мысли и экономики. Над св.Бенедиктом крепко стоит бородатый купец с мешочком злата на блюде, готовый внести "инвестиции" в развитие будущей Европы. И рядом стоят короли-воины, графы, маркграфы, князи и бароны покоренных Карлом земель. И среди них даже есть некто, держащий маску у лица (соглашающийся, но не принимающий).
ЦИТАДЕЛЬ
Свита короля Карла выходит из городских ворот цитадели. Это здание будущей Европы. Слева на зубчатой стене мы видим эмблему римского Орла Великой Римской Империи. На водной глади великих вод над зубчатой стеной текст "RENOVATIO ROMANI IMPERII" - возрождение Римской империи, что еще раз подчеркивает преемственность "Европейской империи" Карла Великого.
Мечта Карла Великого была - построение града божьего на земле. Мир и милосердие (PAX ET HARITAS). "Пусть все живут по справедливости, следуя Закону Божьему". Он хочет восстановить на Западе римские традиции с девизом "CUM BONA PACE" (в мире и согласии). И этот текст мы читаем на борту корабля, в котором находится ПАПА ЛЕВ III (духовный сподвижник императора Карла, настойчиво рекомендовавший ему восстановить Римскую империю на базе христианской идеологии и римского права). Корабль Папы зиждется на двух башнях цитадели. Сам Папа Лев III, крестом раскинув руки, держит парус, на полотне которого прочитывается начертание собора в Аахене, где Карл Великий венчался на новую Римскую Империю; и ветер истории времен наполняет парус в веках, заставляя двигаться зубчатое колесо лабиринта судеб Европейской цивилизации. И большое колесо лабиринта приводит в движение уже другие зубчатые шестеренки европейской жизни. На левой башне, держащей корабль Папы, читается символ (меровейской) пчелы - медоносного трудолюбия европейцев (ставшей впоследствии бурбонской лилией французского королевства). На правой башне аббревиатура автора данной работы (OPUS MAGNUM). На корабле Папы Льва III читаем LEO и крест Папы. Под крестом на корабле петух - гонитель ночного мрака и певец восходящего Солнца, что говорит о нужной бдительности европейцев, но не услышат они своего петуха. На заднем плане в углу мы различаем крыши городов будущей Европы, где мы узнаем шута-волынщика и певца с арфой. Арфа - символ музыки небесных сфер, волынщик же - всегда дурная слава. Они вместе поют о будущем своих городов, и монстр на крыше подпевает им.
НЕБЕСА
Добродетель "Надежду" Европу ангел с небес венчает лавровым венком Славы, и ангелы в небесах воссылают хвалу. У каждого ангела символ - атрибут процветания европейской цивилизации: небесная мельница, умножающая духовный хлеб своей паствы; христианский ключ с крестом, говорящий о божественной премудрости деяний Господа; рядом ангел держит розу, которая говорит о таинстве Божьем и загадке времен; труба и две арфы воссылают воссылают хвалу Господу и народам, идущим за Карлом Великим; рог изобилия говорит сам за себя.
ДРЕВО МУДРОСТИ
За раковиной с кораблем мы видим древо мудрости с дубовой кроной (ARBOR SAPIENTAE). В кроне дуба ряд символов и аллегорий. Книга со свечой и "альфа-омега" означают эсхатологическое значение начала и конца. Все приходит и все уходит, но повторяется вновь, хотя уже в ином качестве. Дуб имеет много значений - он предок, отец человека, дуб - аллегория самого человека, ось мира, символ мудрости и мудрецов, он же - пророчество и добрый советчик. Голова оленя и единорога - мысли и душа в человеческом теле. В центре кроны Пеликан в гнезде кормит своих птенцов, вырывая клювом куски мяса из своего тела - это аллегория сострадания, самопожертвования и христианской любви. Европа рождается под деревом мудрости, приносящим плоды многие и плоды разные, что говорит о разнообразном изобилии плодов в кроне над мачтой - крестом корабля добродетелей. Ниже в ряби великих вод мы читаем NATIO EUROPAE - РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ.
ГОРИЗОНТ БУДУЩЕГО
За рябью вод великих, ушедших и будущих, мы видим горизонт, и на нем знаки грядущих знамений (что подтверждает и текст INDICIA), рядом же слово VATICIUM - предсказание. Вдали на холме, как знак и причина будущего падения Европы, возвышается статуя рогатой Изиды, у ног которой рыскающий диавол с трепещущей птицей - душой человека в безжалостных когтях врага рода человеческого, и над ним текст из Евангелия от Матфея "CIRCUIT QUAERENS QUEM DEVORET" (ходит вокруг и ищет кого пожрать). И мы понимаем, что в будущем Европа сама создаст и призовет губителя своего. И поднимут его из бездны времен многие церковные реформации истинного ортодоксального христианства в угоду гордыни власти, похоти и преходящей славы мирской. И далее на горизонте мы видим бегущих крыс - вестников чумы; и, как символ уже наших времен, большую крысу в большой каске вермахта с мечом - новым архетипом новой безбожной чумы, рожденным из маловерия ее королей и пастырей.
Тот принцип дуализма, который не смогла преодолеть католическая церковь (даже порицая и отрицая его), которая в 1233 году создала институт инквизиции для борьбы с ним... сохранился, пережил времена костров и гонений, и вновь расцвел многими цветами манихейской дуалистической ереси во времена наши, и привел современную Европу к ее нынешнему как безбожию, так и языческому многобожию демиургов, в итоге трансформировавшихся в обычных божков потребления, торжества плоти и земных утех.
БОСХ
В 2016 году мировое культурное сообщество отметило 500-летие певца дуалистической ереси художника Иеронима Босха. Срдеи многих попыток трактования его "иероглифической живописи" единственно верной оказалась расшифровка профессора-медиевиста Линды Харисс, которая увидела и доказала в Босхе адепта древней манихейской ереси, представителей которой в Европе называли катарами (CONSOLAMENTE); и даже наихристианнейший король Испании Филипп II "наслаждался" еретическими гимнами Босха в своей королевской спальне. И здесь напрашивается мысль об историческом принятии диавола европейским жителем на уровне глубинной психологии. Босх говорит, что все на земле от диавола, и сам диавол в одеждах Бога (демиург) правит миром земным (REX MUNDI). На крышах католических церквей сидят демоны, химеры, горгульи, в криптах этих церквей тайно покоятся черные девы "Изиды", все они "помогают" Богу и пастырям божьим в храмах нести службу. Кому?..
...Справа на горизонте холм, и над холмом текст со вторым ключом-итогом и катарским крестом дуалистической ереси. Вот итог "добродетели-Надежды" Европы, и дьявол рыкающий, и крест манихейский, переживший тысячелетия и восставший из пепла еретиков-катаров - пепла, который был лишь протестом на неправедность "павлиньих хвостов" католических институтов церкви.
Но это пока далеко. Где-то в будущем. И ангелы в небесах ликуют, и король Карл приносит омаж благородной Даме - Европе.
С днем рождения, Европа!
25 декабря 800 года. Аахен. REX A DEO CORONATUS.
SAPIENTI SAT (для понимающего достаточно).
Под манихейским крестом надпись, так любимая доктором Карлом Густавом Юнгом - "IMAGINATIO". Наш корабль воображения (imaginatio) может прийти в любую точку пространства и времени, обогащая уже свершившееся событие!