Суета внутренним взором
Современный человек, с одной стороны, - дитя церкви, с другой - науки, в началах которой скрыто многое, с чем церковь не способна согласиться. Это, так сказать, пережиток античного духа и античного ощущения природы, которые не могут быть истреблены и косвенно находят убежище в натурфилософии средневековья. Так, SPIRITUS METALLORUM (духи металлов - духи планет) и астрологические компоненты судьбы древних планетарных богов сохранились на многие христианские столетия. В то время, как в церкви возрастающая дифференциация ритуала и догмы отчуждала сознание от его естественных корней в бессознательном, алхимия и астрология непрестанно занимались сохранением моста к природе, т.е. к бессознательной душе. Астрология снова и снова возвращала сознание к познанию HEIMARMENE (неотвратимой судьбы), т.е. зависимости характера и судьбы от определенных моментов времени, а алхимия предоставляет многочисленные "ловушки" для проецирования тех архетипов, которые не могли плавно вписываться в христианский процесс. Алхимия защищалась затемненностью своего символизма, которую всегда можно было объяснить как невинную аллегорию. Для многих алхимиков аллегорический аспект, несомненно, играл главную роль, поскольку главная их задача состояла в анализе химических субстанций. Но всегда находились и те немногие, для которых в лабораторных исследованиях основным являлись символы и их психические эффекты.Они были глубоко убеждены в этом, осуждая наивных производителей золота как лжецов и глупцов. Свою собственную позицию они провозглашали в заявлениях типа "AURUM NOSTRUM NON EST AURUM VULGI" (наше золото - не золото черни). Хотя их труды над ретортами представлялись серьезной попыткой открыть секреты химических превращений, они были в то же время - и часть в ошеломляющей степени - отражением параллельных психических процессов, которые могли легко проецироваться в неизведанное строение вещества, поскольку этот процесс есть бессознательный феномен природы, подобно таинственному изменению субстанции. То, что выражает символизм алхимии, составляет проблему развития личности - процесс ИНДИВИДУАЦИИ (соединение Духа и тела).
Главная опора церкви основывается на подражании Христу. Алхимик, не понимая и отвергая это, легко становился одинокой жертвой скрытых проблем своих трудов, побуждений и бессознательных предположений собственного ума, поскольку, в отличие от христиан, он не имел ясной и безошибочной модели, на которую можно было бы положиться. Авторы, им изучаемые, знакомили его с символами, значение которых он понимал по-своему, но в действительности они возбуждали и стимулировали его бессознательное. Ироничные к самим себе, алхимики отчеканили фразу "OBSCURUM PER OBSCURIUS" (темное через темнейшее). Но с этим методом они лишь глубже погружались в тот самый процесс, с которым церковь боролась, чтобы спасти их.
Алхимики шли против церкви, предпочитая искать с помощью знания, а не веры, хотя и считали себя христианами.
"Густой мрак, покрывающий алхимические приемы и методы, объясняется тем, что алхимик, с одной стороны, интересуется собственно химическим аспектом своей работы, однако он использует его, с другой стороны, чтобы измыслить номенклатуру для психических трансформаций, которые главным образом и привлекают его". (К.Г.Юнг)
"OBSCURUM PER OBSCURIUS,
ICNOTUM PER IGNOTIUS" -
- темное через еще более темное, неизвестное через еще более неизвестное.
Алхимик возвращался в своем воображении к первобытному хаосу, к тому, что происходило в начале земного цикла, еще до того, как стали зримы происходившие на земле процессы.
Духовный мир алхимика заключал в себе две неразрывно связанные одна с другой традиционные контакты: неизбежное прохождение через тревоги, мрак и грозные опасности, и, наконец, после успешного преодоления этих испытаний, когда душа не поддалась отчаянию, открытие света, источника чистой и вдохновляющей радости.
Перейти от черного к белому, от гниения к растворению, от мрачной ночи к золотому рассвету - таков был великий переход к вратам жизни, слишком тесным для того, чтобы всяк мог протиснуться сквозь них.
Главным содержанием Великого Деяния был не кто иной, как сам человек.
АЛХИМИЯ неотделима от сознательного стремления хранить секреты. Средневековые алхимики проявляли не только поразительное упорство в трудностях, коим они предавались в своих лабораториях, но и благочестие, совершенно искреннее, осознанное и даже пылкое. Алхимик ГЕБЕР утверждал, например, что нечестивец не может достичь герметического триумфа: "А вы сыны беззакония, имеющие дурные намерения, держитесь подальше от этой науки, ибо она - ваш враг и ваша погибель..., поскольку Божественное провидение никогда не позволит, чтобы чтобы вы пользовались этим Божьим даром, сокрытым от вас и закрытым для вас".
Традиционна алхимия была божественной мудростью, и имела цель обеспечить своим избранным счастливую возможность прийти к открытию фундаментальных законов Творения, коим подвластны, коими управляются все сферы реального мира, включая сюда и законы по которым живут три царства природы.
Алхимия - высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как "достичь центра всех вещей". Алхимия определяется как моделирование космического процесса и создание "химической модели космического процесса". Алхимик создает в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов. Ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса; "соучастник" в космическом процессеисходит из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен. Как в Европе, так и на Востоке, алхимия составляла одну науку с астрологией и медициной.
Это форма аксиологического и прагматического знания, пользующегося высоко символичной терминологией в сочетании с изоморфной символичностью алхимической операции, где металлы и минералы выступают в роли знаков сил универсума. Характеризуется структурным полиморфизмом, включающим в себя аспекты онтологические, космологические, натурфилософские, психотехнические и технологические. Алхимию воспринимают как путь к духовному совершенству.
Усовершествованием человека достигают воздействия на процессы в микро- и макрокосмосе. Алхимию характеризуют как стиль жизни и тип человеческого поведения.
"Алхимия - способ взаимного пресуществления материи и алхимика, действующих друг на друга и друг через друга. Это двойное целенаправленное действие предполагает, разумеется, необходимую квалификацию алхимика как некоего канала особым образом преобразованных космических сил. Задача алхимика, как правило, превратно толкуется профанами, разделяющими чисто материалистические или спиритуалистические предрассудки и и неспособными "разрешить проблему дуальности объекта и субъекта""
(Абеллио, "Эпоха утрачивания эзотерических знаний").