«TRIUMFUS EUROPAE» (ТРИУМФ ЕВРОПЫ)
Пусть каждый увидит то, что желает увидеть.
«История объявляет одно, но совершает другое». Любое историческое событие не следует понимать однозначно. Исторический гимн «DEO DUCE, FERRO COMITANTE» может трактоваться двояко, например:
- «Ведомый Богом, несу меч» - религиозно-фанатичный, героически-воинственный отклик на просьбу о помощи Константинопольского Василевса Алексея Комнина.
- «Ведомый Богом, несу меч» - призыв к захвату Константинополя и разграблению, покорению его.
И при этом в обоих случаях мы имеем обязательную ссылку на привлечение участия Бога.
Мир движется от плохого к худшему. Так говорят традиционалисты.
Помимо историко-политической составляющей темы композиции мы имеем в первую очередь героико-мифологическую основу для рассмотрения данного процесса как факта.
Всякое явление происходит дважды, сначала как исторический факт, но со временем оно «перерабатывается» загадочными законами коллективного бессознательного и становится мифом. И мы не только живем среди мифов, но и продолжаем творить миф посредством многочисленных угодных элите мифологий данной государственной структуры, ибо всякая идеология зиждется на мифологии. Вне мифологии ничего не существует. Миф компенсирует недостатки рационального знания. Всякое явление, великое и малое со временем становится мифом. Мифы создают культуру личности и культуру народа. Все приходит из мифов и к мифам возвращается, а борьба цивилизаций в первую очередь происходит на уровне мифов этих цивилизаций.
Крестовые походы – это «заморское путешествие героя» (средневековая хроника Вильгельма Тирского «HISTORIA RERUM TRANSMARINARUM» - «История заморских событий»).
Обратимся к Джозефу Кэмпбеллу – «Герой с тысячью лицами». Типичный путь мифологического путешествия героя является усилением формулы представленной обрядами перехода: исход – инициация – возвращение; ее можно было назвать атомным ядром мономифа.
Герой отваживается перейти из обыденного мира в область сверхъестественного чуда; там он сталкивается с мифологическими силами и одерживает решительную победу; герой возвращается из своего таинственного путешествия, обладая силой и одаривая благодеяниями своих сограждан.
Прометей взошел к небесам, похитил и богов огонь и спустился на землю. Язон на своем корабле прошел сквозь сталкивающиеся скалы в удивительное море, перехитрил дракона, охранявшего Золотое Руно и вернулся домой с этим руном и силой, позволившей ему отобрать у узурпатора престол, принадлежавший Язону по праву. Эней спустился в подземное царство, пересек страшную реку мертвых, бросил подачку трехголовому псу Церберу и, наконец побеседовал с тенью своего покойного отца. И ему было открыто все: предопределенный удел душ, судьба Рима, основателем которого ему предстояло стать, и также о том, «как невзгод избежать или легче снести их». Затем через врата из слоновой кости он вернулся к делам этого мира.
В многих книгах Ветхого завета подобные деяния описаны в легендах о Моисее, который в третий месяц исхода в Израиль из земли Египетской пришел со своими людьми в пустыню Синайскую; «И расположился там Израиль станом против горы», Моисей взошел к Богу на гору и воззвал к нему Господь с горы, и Господь дал ему скрижали Закона и приказал возвращаться с ними в Израиль, к народу Божьему.
Путешествие героя – представлено ли оно бескрайними, почти океаническими образами Востока, энергичными повествованиями греков или величественными библейскими легендами – обычно следует модели атомного ядра: уход из мира, проникновение к определенному источнику силы и жизнеутверждающее возвращение. Подлинно творческие деяния представлены как происходящее в результате той или иной формы смерти для обычного мира. Чтобы вновь увидеть это вечное откровение, необходимо всего лишь последовать примеру множества героических личностей и преодолеть вместе с ними классические стадии всеобщего путешествия.
Причины крестовых походов:
Вне религиозной тематики проблемы не существует.
Причин крестовых походов было несколько и все они сошлись и вылились в мощный, стремительный и победоносный поток итогов Клюнийской реформы. 15 августа 1096 года в результате Клюнийского собора церковь освободилась от светской власти императора. Противоборство светской и духовной власти достигло своего апогея. Усиливается борьба церкви за рыцарство («младших нищих братьев» закона майората). Церковь стремится привлечь и организовать их под эгидой папства. Папа Урбан II заключает союз воинства и церкви. Церковь повсюду пропагандирует «лозунг-призыв» Блаженного Августина: «Война за веру не только позволительна, но и желательна». В то же время Византия старалась дистанцироваться от идеи войны. Покаяние греческого воина в отличие от воина-католика имело первостепенное значение. Но надо учитывать и то, что идея священной войны и практика паломничества явились ответом на мусульманскую экспансию. Освобождение церкви от германского императора, расширение влияния папы в Иерусалиме привели к практике большой миграции европейцев в Малую Азию. И при этом они шли не завоевывать, но спасать свои души и церковь показала верующим путь спасения через крестовые походы.
Крестоносное движение затронуло все государства Европы и почти все области их жизни – Церковь и религиозную мысль, политику, экономику, общественное устройство, литературу. Помимо этого, оно еще и оказало долговременное влияние на историю западного мусульманского мира и на историю Прибалтики.
Как уже упоминалось выше, следует помнить о христианской теории позитивного насилия – раньше к ней относились очень серьезно. Считали использование силы актом милосердия в соответствии с тем, что было задумано для человечества Христом, и даже моральным императивом.
Люди были искренни и набожны, они были как дети. И ныне историкам стала вполне очевидна уязвимость их аргументов в пользу материалистической мотировки и наконец-то ищущие приключений и добычи младшие сыновья «закона майората» исчезли со сцены. И очень немногие современные историки продолжают верить в теорию о том, что в походы отправлялись в первую очередь младшие члены баронских семей, не находившие себе применение на Родине. Крестоносцами руководили мотивы не практического свойства, но идеализм, доходивший до религиозного фанатизма.
В крестовых походах участвовали мужчины и женщины всех слоев населения из всех областей Западной Европы. Здесь были и религиозные подвижники, и феодалы, и народные массы. И перед нами целый спектр идей – от абстрактных до примитивных, от вершин нравственного богословия до провалов антисемитских устремлений. И все эти люди соприкасались и взаимодействовали. Крестоносное движение было добровольным, римские папы и проповедники, призывая людей участвовать в походах, облекали богословие в общедоступные формы, и зачастую народные представления о Боге и справедливости использовались в официальной проповеди церкви. Не следует и отвергать пассионарность религиозных масс, эсхатологические настроения, экспансивность англо-саксонского характера этого типа (эпилептоид и ананкаст).
Цивилизации нужны свои герои, дабы обозначить и утвердить саму цивилизацию. Заморское странствие приходит как «объективная необходимость», а уходит мифом коллективного бессознательного, и мы бесконечно снова и снова повторяем опыт Одиссея Гомера.
Изначально «объединенная Европа» задумывалась Карлом Великим как Возрожденная Римская Империя ХРИСТИАНСКАЯ! И наивысший пик христианизации самой Европы и распространение Веры Христовой приходится на эпоху крестовых походов. Не только меч, но и крест – символ истинной веры несли европейцы иным народам, и сражались и погибали за христиан в Малой Азии. И на Ближнем Востоке начинается великая миграция европейцев в Малую Азию. Триумф Веры. Триумф Европы.
«НИКОГДА ЛЮДИ С ТАКИМ ЭНТУЗИАЗМОМ И ПОЛНОТОЮ НЕ ТВОРЯТ ЗЛО, КАК КОГДА ОНИ ЕГО ТВОРЯТ ВО ИМЯ РЕЛИГИИ» Умберто Эко «Пражское кладбище».
Вверху над Уроборусом с двумя всадниками: «SAPIENTI SAT» - для понимающего достаточно. Наверху над волынщиком (дурная весть – сам волынщик); «DEO DUCE, FERRO COMITANTE» - ведомый Богом несу меч.
Ниже, над поднятой решеткой выходящей процессией: «DEUS LOVOLT» - так хочет Бог! Слева над башней под орлом (глаза и уши): «ARCANUM» - тайна, та горняя царственная сущность, что видит, слышит и знает. Рядом с царственным орлом-мифологемой большой воробей в лодке: «REX RASSERRARIUS» - воробьиный царь как противопоставление суетному сакрального.
Ниже, над кованым сундуком под замком и глазом, видящим сокрытое в тайне текст: «CON CLAVE» - закрыто на ключ, т. е. очень секретно.
Ниже, рядом со св. Бернаром Клервоским обозначение самого Бернара: «DOCTOR MELLIFLUUS» - медоточивый доктор, плюс медоносные пчелы.
Слева, вдоль сухого дерева: «ARBOR SICCANEA REGUM PAGANORUM» - сухое древо королей-язычников. На стволе древа: «URSUS» - медведь как мифологический родоначальник династии Меровингов.
Под лодкой мифологизированный Асмодей Беранже Соньера из Ренн-ле-Шато, над ним «CUSTOS» - сторож, хранитель, и ниже: «CE DAEMON DE GARDIENA MIDI POMMES BLEUES» - у этого демона-хранителя в полдень синих яблок. И ангел с арфой поет песнь славы, мифологизируя и поэтизируя кровь и смерть во имя веры. Над ним возвышается башня Вифания Беранже Соньера из Ренн-ле-Шато как последний миф о св. Магдалине: «MAGDALA».
В уроборусе под всадниками: «SCIRE.POTERE.AUDERE.TACERE» - знание, сила, решительность, молчание.
На лодке под уроборусом текст: «NOVUS ORDO SECLORUM» - новое мироустройство.
Под Сибиллой, (дева, на голове которой книга с колесом Фортуны), текст, обозначающий саму Сибиллу: «SIBYLLA» и рядом мы видим аллегорию тщетности земных знаний и устремлений с текстом на иврите – «тщетность».
НА МОРСКОЙ РЯБИ:
«MARE MEDITERRANEUM» - Средиземное море.
«HISTORIA RERUM TRANSMARINARUM» - «История заморских событий» - название конкретной хроники хрониста-пилигрима Вильгельма Тирского об экспедиции в Левантию и взятие крестоносцами Иерусалима.
Внизу слева под кораблем пилигрима: «SANCTI ET PECCATORES» - святые и грешные и ниже: «VENI CREATOR SPIRITUS» - явись, источник мужества (гимн крестоносцев).
ВНИЗУ НА ВОДАХ ВЕЛИКИХ (справа)
«TRIUMPHUS EST INITUIM RUINAE» - триумф есть начало падения. И неслучайно этот текст дан над нижней галереей «обратного движения» теневой истории результатов крестовых походов. Здесь же крупным шрифтом звучит титульный текст композиции: «TRIUMPHUS EUROPAE» - Триумф Европы. Наверху слева над стенами Иерусалима круглая печать иерусалимского королевства крестоносцев с текстом: «OUTREMER» - Заморская Франция, Палестинское королевство и рядом слова: «OMNIA TEMPUS REVELATET ET QUID QUID LATET APPAREBIT» - время все выявляет и все тайное становится явным.
Справа на крайней башне (под совой); «IMPLACABILE BELLUM» - непримиримая война. Ниже в раковине отшельник с ключом, благословляющий левой рукой: «CLOSE PATENT» - открываю закрытое.
Ниже: аббревиатура автора АВМ и «TOREUFICE INVENIT» - создано искусством чеканщика.
Слева внизу у катарского креста: «CONSOLAMENT» - одно из обозначений «чистых» (катаров, патаренов, манихейцев).
ВНИЗУ В АРКАХ ГАЛЕРЕИ:
«GOTHIQUE, GOETHIQUE, ARGOTIQUE» - готический, магический, разговорная кабала – (алхимическая трактовка происхождения исторического явления «готика»).
«INDICIA» - знаки, знамения грядущих событий.
«BORBOROS» - нечисть, еретики.
«ORMOS» - ОРМУЗД - мифологическое название (символ) закулисного ордена создателей структуры тамплиеров.
«CAPUT LVIII» голова 58 (ABUPHIMET) – тайная еретическая святыня тамплиеров.
«NOMEN ILLIS LEGIO» - имя им легион. Текст на башне (крайняя справа) под совой.
Сухое «древо язычников» держит лодку с яйцом, из коего рождается две христианские конфессии (Византийские ортодоксы и Римское католичество, представлены фигурами Папы и Василевса, ключами св. Петра и христограммой императора Константина). И это же яйцо рождает двух рыб, одна пожирает другую, (здесь подразумевается четвертый крестовый поход и взятие латинянами Константинополя). Намек общий на знак рыбы как христианского символа – кровавый раздор внутри Христовой Церкви. На носу лодки с яйцом жизни сидит сова с символом надежды – якорем. Сова – дьявол, какой может быть у него надежда?
За яйцом на древе мы видим готические башни и крыши европейского запада. И среди башен, гнездо Пеликана (символа самопожертвенной любви), но Пеликан пожирает птенцов своих… Над гнездом волынщик, поющий дурную весть и славу «ведомый Богом, несу меч». Рядом в колокольне не свойственной тому, кто в ней звонит в колокол, размышляет в вечности «загадочный звонарь», и рядом с мудрецом с востока на башне в створках раковины в тайне рождается христианская роза и теперь мы знаем: «STAT ROSA PRISTINA NOMINE, NOMINA NUDA TENEMUS» - роза при имени прежнем, впредь мы с именами нагими.
Ниже процессия из городских ворот спускается к месту отплытия пилигримов к Святой земле.
Среди прочих мы видим наивного простака – воина с ослиной головой (в данном случае символа не глупости, но христианского смирения, вспомним послушную ослицу у ворот Иерусалима), в руках он держит пылающее сердце христианской веры. Епископ с Библией и тут же воин с воронкой вместо шлема и лицемерной маской в руке – авантюрист, спешащий за добычей, обманщик от Христа, принцесса крови с ветвью пальмы – славы, благородный и царственный бесстрашный рыцарь-лев и с ним другие и многие, и Ангел благословляет процессию к походу на Восток.
На одном из кораблей пилигримов шесть дев – христианских добродетелей и седьмая добродетель с крестом и пылающим сердцем в чаше – аллегория самой Европы (это - ВЕРА).
Под аллегорией Европы мы видим уже прибывших на Святую землю корабль с гербами европейских государств – крестоносцев и их королей, князей и баронов как орел, волк, лев, но здесь же и единорог, как несомненно большая доля чистоты помыслов, а в снастях корабля обязательный павлин как символ обязательной гордыни междоусобной борьбы европейских властителей. Их воины (уже погибшие – отсеченные головы с поминальными свечами в руке) штурмуют святые стены Святого города, дабы в смерти спасти собственные души, но загубить при этом чужие жизни. И как символ свирепой бойни мы видим среди павших двух драконов в беспощадной смертельной схватке среди отрубленных голов. Над ними по лестнице лезут воины живые, но готовые умереть и венчают их путь кольца рептилий, мечи и копья в общем клубке смерти как едином дьявольском организме самоуничтожения и сам дьявол-сова нахохлился рядом с ними на башне. Но Ангел Господень в доспехах воодушевляет и помогает штурмующим стены.
И Ангел другой над девой-Европой трубит ей славу и воспевает идущих на смерть и несущих смерть. И вот уже два других Ангела Господня со строительными инструментами в руках воздвигают христианские храмы, цитадели на отвоеванных землях Палестины.
Над кораблем с принцами крови возвышается некий святой с крестом и потиром, благословляющий прибывающие корабли с пилигримами. Но рядом с ним находится его дуалистический антипод – некто в монашеском одеянии с большим потиром в руках, из которого торчит свиная голова, что изначально противоречит не только святости, но говорит о страшной ереси манихейцев, ради борьбы с которой был даже учрежден (1234-1252г.г.) институт инквизиции Бернара Ги.
За трубящим славу Ангелом над Европой за зубчатой стеной виднеется крест как ствол дерева с виноградными лозами – символами Христианства. На живоносном древе (в отличие от сухого древа язычников) тоже «мировое» яйцо, из которого рождается христианская церковь на Ближнем Востоке, монастыри и общины и некоторые из них существуют до сих пор.
От строящейся ангелами христианской башни поднимается процессия воинов, клира, мирян к высшей христианской святыне – Гробу Господню. И чтобы попасть к нему, надо пройти через башню – светильник Божественного Света, чтобы окончательно ступить на путь истины и святости.
Внизу мы видим арочную галерею с сокрытым движением из Ближнего Востока в Западную Европу. Восемь арок. Рассмотрим их слева направо. И путь их сокрыт от Света правды.
- Пилигрим – праведник возвращается со Святой Земли, при нем Библия и рыба (символ христианства). Он шел к Богу и возвращается с Богом.
- Царственный лев, нагруженный священными книгами и свитками, и голубь с «веткой мира» на поклаже его, но за ним следует человек странный с Откровением Иоанна Богослова и указующий на него.
- Осел в очках мудреца читает книгу, одновременно попирая копытом ее. Символ глупости и невежества, но сполна он нагружен научными инструментами того времени.
- Свинья, изрыгая непотребство и еретическую блевотину, несет на себе гнездо с совой, что прочитывается как гнездо – обитель дьявольских ересей и колдовства. Рядом следует «госпожа Чума», мы узнаем ее по окулярам и «клюву» к которому приложен палец – знак необходимого молчания – идет в тайне, олицетворяя разлом в христианстве и тут же плетется вечный спутник Чумы – крыса-чернокнижник. (Среди каббалистов средних веков было множество черных магов, которые сбились с пути «СЕФЕР ЕЦИРА» и были вовлечены в демонизм и ведьмовство.)
- Козел как персонификация дьявола тащит на себе чернокнижников (сидящего задом наперед с фонарем невозможного света псевдоистины и заблуждений). И фонарь освещает не путь, но срамное место козла, что говорит об изначальной деструктивности этих созданий.
- Монстр с головой псевдосвятости ордена тамплиеров «CAPUT LVIII» - Бафомета, идущий из мрачных глубин подземелий Иерусалима в Европу, на нем восседает сам знаменитый гермафродический Козел Мендеса. Он тождествен Бафомету (ABUPHIHAMET), мистическому божеству, которому поклонялись практиковавшие церемониальную магию тамплиеры, заимствовавшие это «божество» у арабов.
- Странный пилигрим несущий голову Горгоны – знак раздора и бедствий, за его спиной в заплечной корзине яйцо рождает крысу – (персонаж уже с печальной известностью), в ногах его свирепый монстр с волчьей оскаленной пастью и раздвоенным языком клеветника. Каких бедствий добавит он христианской Европе?
- Пилигрим – алхимик с ( ) Меркурием – Кадуцеем в руках, тайно несущий тайные знания востока, рядом с ним знак ( ) сульфура – алхимической серы. Одна нога босая… За возможностью превращать свинец в золото стояла иная способность алхимиков – способность трансмутации, преображения, которая позволяла человеку подниматься от «глины тела к золоту духа».
И вот на горизонте вод великих возвышаются два всадника на одной лошади – это символ и печать нищенствующего ордена Иерусалимского Храма царя Соломона. Следуют с востока на запад.
И кто мог быть богаче их? Разве что сам царь Соломон. И по праву ли «его» они забрали себе? На это отвечает необходимое мифотворчество ордена «ОРМУЗД».
…О царе Соломоне говорили, что этот человек делала золото. Не «имел золото» и не «отправлял он искать его в дальние страны», дословно «делал золото». Когда Соломон строил Иерусалимский Храм, он говорил, что делает это для «большой славы имени Вечного». А когда тамплиеры начали строить готические соборы, они выбрали девизом фразу: «Не нам, не нам Господи, а все во славу имени Твоего…» («NON NOBIS DOMINE SED NOMINI TUO DA GLORIAM»). Разница почти не ощутима. Перед нами очень древняя нить и наша ошибка в том, что мы привыкли воспринимать ожерелье истории как груду разноцветных стекляшек, не видим нить, на которую они нанизаны. Храм Соломона – это как атанор огромной алхимической печи, (… а может быть «BAFOMET» - это сокращенное от «BAFE» и «METEOS», что означает «крещение огнем»), которая могла бы помочь человеку встретиться с духовным измерением, уже не существовало. И вместо него они представили в распоряжение людей, живших в ту эпоху, другой храм – ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР, иной мир, который вырвал человека из повседневности и вознес вверх.
Великой мечтой тамплиеров было создание мирового правительства. Всемирное братство, где люди Востока и Запада сосуществовали бы как равные, пусть и не покидая привычных мест проживания, имели бы равные условия для развития. На Востоке они бы придерживались своих религий и традиций, на Западе – своих, но за всеми этими различиями тамплиеры видели идею всеобщего братства, единения людей на основе человечности. Братства на основе человеческого духа, который проистекая от Духа Божественного, остается неизменным CONSENSUS GENTIUM – согласие всех народов.
NOVUS ORDO SECLORUM=>PAX AMERICANO.