В данном случае моя графика является как бы вспомогательным этапом в создании чеканки- металлопластики. Это графический эскиз- картон, подготовительный “технический” эскиз- картон, который имеет свою начертательную специфику. Стилизацию для дальнейшего выражения идеи в металле.
Графика - Вид изобразительного искусства, основанный на создании рисунка линиями и штрихами, а также произведения, выполненные таким образом.
В графике изображение в большей степени создаётся для того, чтобы выразить связанные с предметом идеи. Свободный и условный язык графики позволяет выражать впечатления от предметов при минимальной предметности самого изображения; графика несёт не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в её произведениях возникает колебание между реальным образом и знаком. В идеале графика стремится к узору, а не к форме.
… Графика почти всегда в той или иной степени противится иллюзии пространства и телесности… проблема плоскости в изобразительном искусстве не исчерпывается взаимосвязью плоскости и пространства. Проблема имеет два аспекта, которые не всегда разделяется. Первый- это плоскость как материальная поверхность, на которую наносится изображение, отношение этой плоскости и воспроизводящих материалов; второй- соотношение плоскости и изображаемого на ней пространства. И если несомненно, что трактовка пространства не может служить разделяющим моментом для живописи и графики. В графике материальная поверхность в большинстве случаев до конца не исчезает, открытые участки бумаги вызывают ощущение плоскости. Вид искусства- это, в самых общих чертах, конкретный способ духовно- практического освоения мира; это определённая материальная форма, воплощающая определённое художественное содержание.
… Содержание двояко связано с материальной формой. С одной стороны, особенности этой формы определяют исходное содержание- тематически, идейно, структурно. Фаворский писал об этом: “… материальное существование формы уже достаточно, чтобы в ней мыслилось какое- то содержание. … Мы ищем для формы содержание. Форма уже заранее подсказывает нам тему, она не безразлична (68, с. 3). Мы не можем представить себе “Свободу ведущую народ” Делакруа исполненной не только в рисунке, но и в гравюре,- она имеет иное назначение, рассчитана на иное общение со зрителем; так же как не можем представить “Капричос” Гойи выполненным материалами живописи. С другой стороны, материальная форма, давая плоть произведению, вливается в конечное содержание, неотторжимо входит в него.
… В бытии животного произведения ощущается устойчивость и независимость… от зрителя, противостоит ему.
…Картина воспринимается как самостоятельный, самодовлеющий мир, “равноправный” с реальным. Это происходит благодаря тому, что живописное произведение даёт глазу те же компоненты видимого, что и реальный мир.
… Большое значение для восприятия картины как “равноправного”, самодовлеющего мира имеет размер произведения, и также заключённость изображения в раму. … Определяющими для живописи как вида искусства при создании этого мира выступают цвет и непрерывность изображения. В картине вложено то, что... материальная поверхность закрыта цветом… Графическая материальная форма имеет совершенно иной характер. В графике условность изображения (с точки зрения первичной условности) не “растворяется в безусловности впечатления”.
При восприятии рисунка или гравюры зритель… видит перед собой небольшой по размеру лист бумаги, на который нанесено монохромное изображение.
Графическое произведение можно взять в руки … близко подойти к нему, не теряя возможности видеть его целиком. Поэтому рисунок и гравюра воспринимается одновременно и как условное отображение мира и как материальный предмет- лист бумаги с нанесённым на него изображением; само же изображение воспринимается и как конкретный объект и как сочетание линий и пятен на поверхности листа бумаги. Открытые участки бумаги, которые “разрывают” изображение, лишают его непрерывности и обнажают изобразительные средства, делают их явными именно как линию, штрих, пятно, уже не позволяют воспринимать изображение так, как происходит в живописи,- как “равноправный” мир, как мир в его зрительной полноте; огромное значение в этом отношении имеют отсутствие цвета и небольшой размер произведений. Поэтому изображение в графике всегда в той или иной степени “условно” (любое изображение условно в силу его нетождественности отображаемому объекту, т. е. в силу первичной условности. Поэтому условность может быть названа отличительным свойством графики только по сравнению с живописью) - даже если по своим формам и пространственным соотношениям оно подобно реальному.
Определяющее значение в сложении материальной формы графики принадлежит листу бумаги. Открытая поверхность бумаги сама является активным изобразительным средством, столь же важным, как и воспроизводящий материал,- недаром графику называют “искусством чёрного и белого”.
Размер произведений определяется в основном листом бумаги, поэтому он- размер- не является в графике функцией содержания. Небольшой лист с изображением рассчитан на личное, индивидуальное восприятие, на тесный контакт с человеком. Теперь уже зритель “втягивает” произведение в своё духовное пространство, “перерабатывая” условное изображение в безусловную художественную эмоцию. Итак если живопись в своих произведениях представляет- “противопоставляет”-зрителю мир, “равнодушный” с реальным, безусловный в своей зрительной полноте и убедительности, то графические произведения всегда несут условное- в той или иной степени, в том или ином отношении- изображение. Б. А. Соловьёва. Искусство рисунка. Л. 1989.