Мифологические и философские картины
Миф - способ человеческого бытия и мироощущения
Миф - способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на таком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевлённые существа.
Характерное для Мифа отношение - мистическая соучастность- представляет собой ассоциативно- психологическую, смысловую связь, воспринятую как способ взаимной обусловленности вещей. Отсюда вытекает магия- способ воздействия на вещи через использование их мистической сопричастности друг другу (напр; воздействие на украденный предмет с целью причинить, вред владельцу).
Мир предстаёт в Мифе как магический космос, в котором всё одушевлено и связано со всем мистической сопричастностью; человек, как, впрочем, боги, есть лишь элемент космического целого и подчинён его судьбе; человеческая жизнь есть прямое продолжение космической жизни, и внутренняя драма человеческой души есть результат вмешательства демонов и богов.
Следует отличать Миф от религии. Религия обожествляет сверхъестественное, трансцендентальное, а Миф- непосредственную игру природных сил и (понятие как её продолжение) стихийные страсти души. Для мифа (в отличие от религии) природное явление (напр. Солнце) и страсть (напр. Гнев)- это и есть боги (Солнце и Гнев).
Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с нею.
Миф упорядочивает и регулирует человеческие отношения, программируя бессознательную сферу человеческой психики (ибо сознание ещё слабо и неразвито) с помощью магии, символов, табу, обрядов и ритуалов. Магическое овладение природой на деле оборачивается укрощением стихийных сил души, которые, вырвавшись из под контроля, способны разрушить жизнь общины. Однако такой контроль в Мифе достигается ценой полного растворения человека в коллективе. Человек здесь не выделяет себя в качестве автономной единицы, всякое проявление свободы равнозначно преступному, святотатственному нарушению выраженного и закреплённого в Мифе космического порядка и немедленно карается общиной.
Миф теряет свою всеобъемлющую силу с ростом социального осуществления и осознание человеческой автономности и свободы, когда нарушается непосредственная слитность человека с жизнью природы и общества. Однако, перестав быть единственной и доминирующей формой культуры,
Миф не исчезает окончательно; он укрывается в бессознательных тайниках человеческой души. Человек всегда сохраняет потребность во внерациональном поведении с миром, а это значит, что мифологическое измерение органически присуще человеческой культуре. При этом следует особо выделить так называемый идеологический миф, который в частности, особенно характерен для трагической истории 20 века.
Идеологический Миф - это существование, основанное на идеологии (как правило, утопической), которая укореняется в бессознательной сфере, блокируя и замещая собой рационально- критическое отношение к миру. Здесь человек породняется и сливается не с природой, а с государством (или организацией). Идеологические клише подменяют нравственные нормы, встают на место отражения объективных связей. В результате человек теряет свою внутреннюю свободу, обезличивается и становится придатком идеологии, предметом социальных манипуляций.
С.Н Жаров энциклопедический словарь по культурологи
Философия, любовь к мудрости, - способ духовного освоения бытия
Философия, любовь к мудрости, - способ духовного освоения бытия, духовной самореализации и самопознания человека; Философия есть попытка выражать и развивать мудрость в формах мысли.
Европейская философия (и вообще Философия) начинается с греческого мыслителя Фалеса (ок. 625- 547 гг. До н.э.)
Специфика философии выражена уже в её названии- не сама мудрость, а любовь к мудрости, стремление выразить мудрость в знании и передать её другим. Различие знания и мудрости впервые наметились в разложении мифа, где они были слиты во внерациональном синкретическом единстве.
Мудрость есть неповторимая кристаллизация жизненного опыта; мудрость развивается и умирает вместе со своим владельцем. Знание же (особенно в его рациональной форме), напротив, общезначимо и доказуемо, оно отделено от чувств и воли, и легко передаётся и накапливается от поколения к поколению (поэтому в мире постоянно растёт число знающих, но всегда не хватает мудрых).
Первой формой рационального познания стала Философия, соединившая достоинства отвлечённой мысли с человеческой притягательностью мудрости.
В качестве мышления Философия стремится к рациональному объяснению всего бытия через выделение всеобщей субстанции (порождающего основания, сущности); эта субстанция фиксируется и логически развивается посредством понятий и категорий Философии.
Будучи выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно- смысловым) измерении.
Таким образом, философия выступает как теоретическое миротворение и выражает человеческие ценности, человеческие отношения к миру. Отсюда- многообразие самых различных, спорящих между собой философских учений, систем, способов философствования.
По отношению к остальным видам познания философия выполняет роль методологии (теории метода); философская методология позволяет увидеть глубинные закономерности и перспективы бытия, которые не просматриваются средствами специальных наук. Это становится возможным не только в силу большей степени общности философского знания, но и потому, что философия исследует человеческий смысл бытия.
Отличительной чертой философии является чрезвычайно высокий уровень рефлексивности (осознания). Рефлексивность философии означает её самообращенность и критичность к собственным основаниям; философская мысль есть размышление о бытие и вместе с тем- о самом себе, о природе и способах достижения философской истины.
Момент философской рефлексии присутствует практически в каждой развитой форме культуры (наука, искусство, религия и др.) поэтому возможно говорить о философских стихах, романах, картинах… В то же время Философия лишена характерной для мудрости непосредственной связи с чувствами и волей. Поэтому рост и распространение философских знаний не влечёт за собой роста мудрости в различных сферах человеческих знаний (личной, общественной, государственной и др.)
В философии мудрость реализуется как смысловая основа культуры и предстаёт как символическое выражение мудрости, знание о мудрости. Таким образом, философия выступает как теоретическое самосознание культуры и человека.
История философии есть вместе с тем и теоретическая история культуры; развитая философская мысль не только выражает, но и подготавливает великие культурные сдвиги. Каждое философское учение несёт на себе неизгладимую печать исторически определённой культуры и ценностных ориентаций своего создателя. И в то же время великая философская мысль всегда содержит в себе частицу бесконечной общественной истины, имеет общечеловеческое значение.
Характер философского учения во многом определяется выбором всеобщей субстанции (материя, идея, и др.). Однако вопрос о том, “что первично, а что вторично”, является важным, но отнюдь не “основным вопросом философии”. Размытие исходных субстанций зачастую не мешает сходству в решении фундаментальных мировоззренческих проблем (напр. Идеалист Гегель и материалист Маркс одинаково сводят личность к безличному основанию- мировому разуму и социальным отношениям соответственно).
Вообще, в философии есть множество логических и мировоззренческих проблем, решение которых коренным образом разделяет философские концепции и служит критерием для различения фундаментальных философских направлений. Философия многомерна, и её учения соотносятся друг с другом в различных логических и смысловых планах, обнаруживая сходство в одном и коренное различие в другом.
Жаров С. Н. “Энциклопедический словарь по культурологи”.